Мониторинг качества услуг психолого — педагогической, методической и консультативной помощи
План работы педагога-психолога на 2023-2024 учебный год
План профилактической работы Шенталинский филиал ГБПОУ ТМедК
План работы педагога-психолога по первичной профилактике суицидального поведения
План работы педагога-психолога с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
Рекомендации психолога для студентов.
Рекомендации для подростков, испытывающих беспокойство из-за коронавируса
Памятка по блокированию опасных сайтов
Памятка Административная-и-уголовная-ответственность
Памятка Ответственность родителей за курение несовершеннолетних
Памятка по наркомании для обучающихся Умей сказать нет!
20 тем которые нужно обсудить с подростком.
Надежный иммунитет – целеустремленность.
Употребление несовершеннолетними наркотических и токсических веществ — проблема, представляющая серьезную угрозу здоровью и популяции населения, экономике, социальной сфере и правопорядку. Обращает на себя внимание то, что подростки, приобщающиеся к злоупотреблению психоактивными веществами, отдают предпочтение именно наркотикам. Подобная направленность увлечений, несомненно, представляет особую опасность, так как ведёт к тяжелым, а порой и необратимым медико-психологическим нарушениям и социальной дезадаптации.
Справедливо считается, что наркомания – это проблема человека, семьи, общества, это не личное дело каждого, хотя человек сам принимает решение, начинать ли ему употреблять наркотики, или, опираясь на полученное воспитание и знание о наркомании, выбрать жизнь.
Поэтому крайне важно осуществлять среди детей и молодежи мероприятия по профилактике злоупотребления психоактивными веществами.
С чего же начинать работу по предупреждению наркомании среди обучающихся?
Типичная ошибка антинаркоманийного воспитания – отождествление его с пропагандой. Считается, что чем больше говорить о вреде наркотиков, чаще проводить лекции, диспуты, круглые столы, встречи вопросов и ответов на эту тематику, тем лучше поставлена работа по борьбе с наркотиками. Однако реальное состояние дел не соответствует такому представлению. Такая пропаганда является лишь частью антинаркоманийного воспитания. Многие считают, что начинать её надо с самого младшего возраста. Действительно уже в начальной школе можно предположить у кого из детей в дальнейшем, скорее всего, может сформироваться готовность к употреблению психоактивных веществ.
Основными компонентами этой работы являются: изучение личности обучающихся, особенностей их психического развития, изучение их семей с целью определения типа воспитания ребенка, выявление тех семей, где родители (или один из родителей, кто-либо из других членов семьи) злоупотребляет психоактивными веществами.
Нецелесообразно проводить фронтальные беседы подобной тематики с обучающимися, воспитывающимися в благополучных семьях, эта информация будет излишней и, более того, может пробудить нездоровый интерес к данным проблемам. Для детей же, которые воспитываются в семьях, где существует проблема алкоголя и наркомании, такие беседы представляют дополнительную психотравму, что усугубит их и без того тяжелую ситуацию.
Аналогично должна строиться пропаганда здорового образа жизни и среди родителей: в зависимости от того, как они сами относятся к злоупотреблению психоактивными веществами, следует подбирать методы воздействия и формы работы с ними.
Исходя из того, что существуют психологические предпосылки возникновения зависимости, изучение личностных особенностей детей правомерно рассматривать как условие антинаркоманийного воспитания. Педагогу следует, прежде всего, ознакомиться с личными делами обучающихся, чтобы иметь четкое представление об их состоянии здоровья, семейном положении (неполные, многодетные семьи), профессии и образовании родителей. Наблюдая за поведением ребят, можно сделать ряд выводов о том, кто повышенно возбудимый или наоборот, заторможен, кто эмоционально неустойчив, у кого снижена работоспособность и т.д. Те дети, чьи психологические особенности совпадают с симптомами группы риска, должны находиться под пристальным вниманием взрослого. Подростки уже вполне способны воспринимать информацию о вреде наркотиков. Особенно эффективно, если такая информация подается им ненавязчиво, косвенным образом. Например, в ходе изучения некоторых дисциплин естественнонаучного цикла подростки должны узнать о биохимических свойствах этилового спирта, его психофармакологических функциях, о разрушающих последствиях употребления психоактивных веществ для психики.
Наряду с фронтальной работой по пропаганде здорового образа жизни необходимо выявлять детей личностно предрасположенных к алкоголизму и наркомании, поскольку к ним должны применяться специальные меры, направленные на преодоление психологической готовности к употреблению психотропных веществ.
Поскольку подростки, как правило, утаивают свой наркотический опыт, им часто удается долгое время скрывать то, что они являются потребителями психоактивных веществ, и получается так, что помощь приходит слишком поздно. Потому то и важно, чтобы рядом был внимательный и чуткий взрослый.
Педагоги, родители постоянно контактируют с детьми и могут наблюдать изменения в их самочувствии, отклонения в поведении, учебной деятельности. Это может быть неожиданное снижение успеваемости, утрата интереса, к ранее привлекательным учебным предметам, когда ребенок прекращает занятия в кружках, секциях, охладевает к спортивным занятиям, жалобы на повышенную утомляемость, снижение работоспособности, ухудшение памяти, легкая отвлекаемость, неусидчивость, резкие перепады настроения и т.п. Все это сочетается с углублением противоречий между подростками и взрослыми, отклонениями в поведении, вплоть до асоциальных поступков, хулиганских действий.
Однако нужно помнить, что даже наличие одновременно всех этих проявлений еще не дает оснований для утверждения, что несовершеннолетний употребляет наркотические вещества. Другое дело если обнаружатся определенные соматические признаки.
Для более эффективной профилактики злоупотребления психоактивными веществами необходимы усиление пропаганды здорового образа жизни, поиска оптимальных форм учебно-воспитательной работы, позволяющих сформировать социально-ценные жизненные ориентиры.
Только целеустремленность, нравственная устойчивость подростка являются надежным иммунитетом в ситуации риска наркопотребления.
педагог-психолог Ф.Р. Каримова.